Как убеждения дизайнера влияют на отношения с заказчиком

09 августа 2023

Рано или поздно дизайнер сталкивается с вопросами: как защитить свою идею перед заказчиком? Идти на уступки, если клиент настаивает на своем? Сколько привнести в проект от себя, а сколько — от клиента?

Надежда Ежова, дизайнер студии «Точка дизайна», рассказывает об убеждениях, которые влияют на отношения дизайнера с заказчиком и на результат проекта.

Немного психологии: дизайнер

Дизайнер по своему существу — творческий и амбициозный человек. Создание проекта по ценности ничем не отличается от того, как писатель пишет книгу или художник — картину.

Как личности, дизайнеру важно показать миру свои идеи, выступить новатором или утвердиться в глазах остальных как человек, обладающий неоспоримым вкусом и профессионализмом.

Дизайнер может говорить о своем успехе, когда готов дизайн-проект, и этот проект принял клиент. Еще одна жирная галочка в списке амбициозных планов — реализация задуманного интерьера, который он может использовать для рекламы или портфолио (личной книги достижений).

Психология клиента

Однако дизайнер не сможет достичь этих амбициозных целей без клиента. И здесь важно, чтобы каждая сторона понимала цели и задачи друг друга. Ведь сам клиент идет к дизайнеру совсем не за тем, чтобы помочь автору проекта самореализоваться. Цель заказчика — получить пространство, где он будет чувствовать себя комфортно.

Попробуйте поставить себя на место клиента: прочувствуйте, что он испытывает, если проект идет не так, как ему хотелось бы. Ведь он приходит за самым важным для себя — обустройством его дома. И он хочет, чтобы интерьер отражал его взгляды на жизнь, вкусы, статус, чтобы ему было максимально удобно жить в этом доме. Если вдуматься, он раскрывает перед дизайнером душу, и часто самому клиенту тут не до наших амбиций.

Убеждения, влияющие на взаимоотношения

О том, как дизайнер должен взаимодействовать с клиентом, ведется много споров.

Отметим распространенные убеждения, которыми могут руководствоваться стороны и которые могут как усложнить, так и облегчить рабочий процесс.

1. Клиент всегда прав

Возможно, этот принцип иногда работает, когда дело касается договоров и финансовых споров. Но возникает вопрос — зачем нужен дизайнер, если клиент будет всегда прав в вопросах дизайна или стройки?

Часто дизайнер сталкивается с обесцениваем собственного профессионализма. Ему приходится идти в сторону полного обслуживания в угоду заказчику.

Мы точно не рекомендуем абсолютно во всем соглашаться с клиентом. Тем не менее нужно понимать, что важно и уступить где-то, потому что уступки помогут наладить взаимоотношения. Но если все время сглаживать конфликт, удовлетворения от работы дизайнер не получит.

Наш опыт. Чтобы не стать заложником клиентских прихотей, стороны должны прописать в договоре максимально подробные условия сотрудничества и моменты, когда дизайнер может отказать в запросах.

  • Например, указать в договоре количество возможных корректировок со стороны клиента во время проекта и и то, что они принимаются единым письмом исключительно по почте. Так клиент поймет свои ограничения и более серьезно отнесется к тому, какие корректировки он вносит. Так дизайнер застрахует себя от случаев, когда клиент днем и ночью пишет, что его озарило сделать что-то еще.
  • Также стоит оговорить, что дизайнер имеет право не принять дополнительные комментарии, которые он будет получать, корректируя проект. Либо такие корректировки оплачиваются отдельно.
  • Одна из ситуаций, когда клиенты начинают водить дизайнера за нос — отсутствие включенных в проект предметов и материалов в магазине. Стоит указать в договоре, что дизайнер вправе не переделывать проект в таком случае и что проект не переделывается, если мебель, аксессуары и отделка не устраивают клиента по цене.

2. Дизайнер должен отстаивать свои решения

Этому учат еще в университете, где каждый проект студент должен объяснить, найти доводы на критику и максимально уверенно продвинуть свою идею.

Это умение и правда необходимо дизайнеру в работе. Но оно не должно стать аксиомой, планом действий во всех ситуациях, когда клиент высказывает свое мнение. Если что-то не удалось отстоять или клиенту что-то совсем не нравится в проекте, это не повод для обид и конфликтов.

Наш опыт. Дизайнер должен помнить, что интерьер он делает не для себя. Умение находить компромисс всегда положительно скажется на отношениях и последующих результатах. Излишняя защита может спровоцировать серьезный конфликт. Главное правило золотой середины: не во всем следует соглашаться с клиентом, но и не во всем отказывать.

3. Если проект делает известный дизайнер, мнение клиента можно не учитывать

Логично, что дизайнер стремится к известности, и к тому, чтобы его работы высоко ценили. Тогда с клиентурой проблем нет, как нет и проектных застоев. Можно позволить себе отказывать клиентам в их запросах или в работе над проектом в принципе.

В таком случае дизайнер имеет особую силу убеждения и даже может ставить свои условия. В таких взаимоотношениях всегда важны умения, навыки и «Известное имя» дизайнера. Ведь не просто так заказчик пришел именно к нему — значит, клиент должен дать максимум свободы для творчества.

При таких выстроенных ролях заказчик в некоторой степени является исполнителем амбиций дизайнера. Такой подход никому не навредит, если обе стороны понимают, что они на одной волне и расходиться им нет интереса, а клиенты готовы доверять автору проекта ради дизайна с обложки.

Но есть и минусы. Когда дизайнер понимает, что может управлять проектом на 99%, часто он теряет способность идти на компромисс. А это уже своего рода профессиональная деформация. Также он утрачивает способность принимать информацию извне, что может постепенно привести к профессиональной деградации.

Наш опыт. Конечно, всегда есть риск, что дизайн-проект не совпадает со вкусами клиента. Такое часто происходит, если у дизайнера не было достаточного количества времени, чтобы обсудить предпочтения заказчика. Например, клиент в отъезде, уже оплатил услуги исполнителя и не счел нужным долго общаться с дизайнером.

Вторая причина, по которой клиенту может не понравиться проект, — когда у него самого нет уверенности в своих желаниях. Он хочет все и сразу. А иногда первые коллажи немного пугают и путают клиентов — им сложно представить предметы в пространстве.

Если дизайнер понимает, что проект не нравится по его недосмотру, что он что-то не учел и не уточнил, конечно, стилистику есть смысл переделать на той стадии, когда еще не поздно что-то менять. Важно проговорить с клиентом причины, по которым так вышло и обозначить, что можно сделать, чтобы приблизиться к желаемому результату. Возможно, для клиента нужно подготовить дополнительные референсы, и проговорить лично без эмоций, что ему понравилось и не понравилось в предложенных решениях.

Учитывать мнение клиента НУЖНО, ведь в какой-то степени клиенты расширяют кругозор дизайнера. Задают для него рамки и поводы к творческому осмыслению задачи. Поэтому дизайнер должен обладать способностью принимать другие взгляды и навыком правильно отфильтровывать полученную информацию.

4. Клиент — дополнительный источник для вдохновения для дизайнера или помеха?

Иногда дизайнер во многом ориентируется на клиента при создании проекта. Не только проникается личностью и вкусами заказчика, но готов реализовывать и подчеркивать его индивидуальность в интерьере.

Здесь нет ничего общего с попытками угодить или выполнить проект по четкому ТЗ.

Речь идет именно о вдохновении от общения, на основе которого дизайнер создает целый проект или акценты в нем.

Наш опыт. Мы часто сталкиваемся с тем, что клиенты становятся для нас источником новой информации или помогают найти решение. Удачная коллаборация может сделать проект успешным, нетривиальным и непохожим на все остальные.

Мы очень любим необычные задачи, с которыми клиенты приходят. Иногда это может быть задача, которая касается личных привычек. Либо это отражение характера, который дизайнеру удалось разглядеть и выхватить. И после реализации понимаешь, что в мире нет аналогичного проекта.

Минусы в таком подходе тоже есть. Бывает так, что дизайнеру не удается проникнуться проектом. Виной этому может стать не сложившееся общение. Возможно, где-то клиент перегнул палку и переоценил свою роль в создании проекта. Или дизайнеру проект просто не интересен: слишком маленький бюджет или слишком маленькая площадь, а «хотелок» много. Или же перспектива проекта показалась слишком скучной и не выгодной.

Здесь все зависит от личных качеств и понимания, что значит «правильно» у самого дизайнера. Сможет ли он себя перебороть и постарается вытянуть проект. Готов ли выпускать средние проходные проекты или в принципе не браться за них. К сожалению, если дизайн — не хобби, а основной заработок, часто без таких проектов не обойтись. Главное — сохранять согласие с самим собой.

Как будут выстраиваться отношения у дизайнера с конкретным клиентом, зависит от того, как изначально автор проекта выстроил процесс, как прошла первая встреча, с каким настроем стороны начали взаимодействие.

На отношения влияет многое. Сходятся ли вкусы, насколько клиенту удалось раскрыться, расставил ли дизайнер границы или пошел по пути наименьшего сопротивления. Смог ли он сразу войти в доверие к клиенту и добиться, чтобы к его мнению прислушивались и уважали.

Как относиться к этим убеждениям — каждый выберет для себя сам. Мы лишь пробуем смотреть на ситуацию с разных ракурсов и выделяем в каждом случае свои плюсы и минусы.

Лично для себя мы заметили тенденцию, что чем меньше лелеем заказчиков, выполняя исключительно договорные задачи, тем легче и продуктивнее идет проект. В результате такие отношения остаются более крепкими, чем в случаях, когда мы делаем гораздо больше, чем должны. Во втором случае мы чаще получаем в ответ обиды и претензии, ведь в восприятии клиента любая положительная реакция на запрос означает, что так и должно быть.

В следующей статье Надежда рассказывает о типах заказчиков и как дизайнеру интерьера с ними взаимодействовать.

Авторы